?

Log in

No account? Create an account

Куда путь держим? В каких случаях необходима оценка бизнеса и можно ли провести ее своими силами

Куда путь держим? В каких случаях необходима оценка бизнеса и можно ли провести ее своими силами
Товары и услуги для бизнеса // 20.07.2009

Любое отлаженное дело – целостный организм, которому, как и человеку, необходимы регулярные профилактические осмотры с целью выявления проблем со здоровьем (в случае с бизнесом с уровнем развития). В этом материале мы представляем мнения нескольких экспертов консалтинговых компаний, которые рассуждают о том, когда и каким образом необходимо анализировать показатели работы компании.

Два способа

Как утверждает один из наших собеседников – Игорь Казанцев, руководитель оценочной компании “Кит-Основа”, в настоящее время регулярная оценка бизнес-показателей особенно актуальна для владельцев больших, вертикально/горизонтально дифференцированных предприятий, которые действуют в нескольких смежных сферах.

– По моим наблюдениям, руководители подобных компаний по большей части люди в возрасте, которым уже хочется отойти от дел, но в то же время не потерять доход с имеющегося у них бизнеса, – говорит Игорь Казанцев, – следовательно, им необходимо оценить правильность действий менеджмента по вопросам стратегических инвестиций, развития бизнеса, повышения доходности и тому подобное. Однако маловероятно, что менеджеры сами сознаются в своих ошибках и не поддадутся соблазну несколько преувеличить прибыль компании. Следовательно, владельцу нужно самому разбираться в вопросах эффективности бизнеса.

По мнению нашего собеседника, есть два основных варианта анализа того, что происходит в компании (исключая надежду на собственную интуицию) – самостоятельный учет и отслеживание качественных показателей деятельности (КПД) предприятия и привлечение независимых оценщиков.

– При использовании КПД требуется привлечение внешних специалистов для разработки системы показателей (качественных и количественных), – объясняет Игорь Казанцев. – Затем работники предприятия готовят исходную информацию, которая в дальнейшем группируется, суммируется, анализируется. К сожалению, при разнонаправленных тенденциях КПД (одни улучшаются, другие ухудшаются) тяжело судить об их суммарном влиянии на развитие предприятия. С другой стороны, привлечение оценщика для регулярного анализа развития бизнеса – относительно дорогое удовольствие. Однако в результате появляется однозначный, имеющий числовое значение ответ о суммарном воздействии изменений различных показателей на конечный результат.

Ключевые моменты

– Независимая (с привлечением стороннего эксперта) оценка бизнеса как инструмент получения информации о его развитии актуальна для собственников всех

компаний, а вот реально пользуются ей немногие, – говорит Александр Беляев, директор консалтинговой компании “Эль-Консул” и руководитель барнаульского филиала компании “Бизнес на продажу”. – Оценку бизнеса имеет смысл использовать тогда, когда собственник желает в будущем продать свое дело, компания выходит на фондовый рынок, идет поиск инвесторов. Если вышеперечисленные цели не

преследуются, то, вероятно, лучше обратиться к системе сбалансированных показателей (ранее КПД), которые используются в управленческом аудите. Они разрабатываются в зависимости от специфики бизнеса.

Пример возможных показателей привел Антон Анискин, представитель компании "Бизнес на продажу". Итак, если управленческий аудит предприятия осуществляется своими силами, внимание нужно уделить следующим вопросам:

аспект финансовой деятельности (в рублях или $). Анализируются: общая сумма и стоимость активов на одного работающего, их рентабельность; объем продаж новых продуктов, прибыль от них; выработка на одного сотрудника; предполагаемая рыночная стоимость акций; денежный поток; доходность инвестиций, % и другое.
аспект отношений с потребителями в разрезе отдельных продуктовых направлений (в рублях или $). Учитывается: количество потребителей; доля рынка, %; годовой объем продаж на одного потребителя; удельный вес заключенных сделок в общем количестве контактов с покупателями, %; расходы на маркетинг; индекс торговой марки, % и другое.
аспект внутренних бизнес-процессов. Анализируется: удельный вес административных расходов в общем объеме выручки, %; средняя трудоемкость изделия; оборачиваемость материальных запасов; производительность компьютерных систем на одного работника; затраты на исправление ошибочных управленческих решений в общей сумме административных затрат и другое.
аспект обучения и развития. Учитывается: затраты на исследования и разработки; инвестиции в подготовку персонала; количество зарегистрированных патентов; количество рационализаторских предложений на одного работника и другое.
Алена НЕСТЕРЕНКО

Comments